Резервуары и технологическое оборудование
Резервуары и технологическое оборудование » Подбор оборудования » Статьи
Эксплуатация резервуаров, резервуарных парков
Содержание оснований и обвалований резервуаров
В практике эксплуатации резервуаров известны случаи, когда даже незначительная осадка песчаных подушек и днищ у наземных резервуаров приводила к обрыву приемо-раздаточных патрубков, к поломке фланцев у коренной задвижки и т. п.
Аварии обычно приводят к потере значительных количеств нефтепродуктов. Отклонения от строго вертикальной установки резервуаров затрудняют, а иногда делают невозможным вести точный замер нефтепродуктов в резервуаре.
Для предохранения оснований от размыва следует обеспечивать отвод от них поверхностных (дождевых и талых) вод. Особую опасность представляют ливневые воды. Территория отдельных резервуаровили резервуарных парков внутри обвалований должна устраиваться с соответствующими уклонами в сторону отводных трубопроводов и канализационных устройств. Разрушение песчаных подушек иногда происходит за счет размыва их нефтепродуктами при течи в днищах и водой при зачистке резервуаров. У вновь сооружаемых резервуаров емкостью 2000 м3 и более в течение первых пяти лет их эксплуатации не реже одного раза в год проводят проверочную нивелировку окраски днища не менее чем в 8-9 точках по утору. Неправильная осадка резервуара иногда обнаруживается и при осмотре путем применения откосов. При промывке резервуаров во время их зачистки внутрь обвалований зачастую попадает большое количество воды, что может служить причиной подмыва подушек подрезервуарами. После ремонтных и других работ, во время которых могло произойти частичное разрушение обвалования, администрация нефтебаз или организаций, производивших работы, обязана обеспечить немедленно их восстановление.
Эксплуатационный уход за корпусом и оборудованием резервуаров
Резервуары нельзя вводить в эксплуатацию до их полного оснащения оборудованием, арматурой и гарнитурой, предусмотренных проектами или соответствующим стандартом.
Правильная эксплуатация резервуаров предусматривает регулярные периодические осмотры корпусов, крыш и днищ резервуаров, а также резервуарного оборудования. Для регистрации осмотров ведется специальный журнал по следующей форме:
№п/п | Объект осмотра | Дата осмотра | Отметка об устранении неисправностей и подпись ответственного лица |
---|---|---|---|
Задачей таких постоянных осмотров является своевременное выявление всех неисправностей (появление течи в швах корпусов или из-под днища резервуара, перекос резервуаров и т. п.. При осмотрах особое внимание уделяется сварным вертикальным швам нижних поясов, швам, расположенным на сопряжении нижнего пояса с днищем (в частности, швам уторного уголка при его наличии).
Необходимо учитывать, что обнаружение мельчайших волосных трещин или отпотин в резервуарах, заполненных легко испаряющимися продуктами, очень сложно, т.к. в теплое время вытекающая жидкость очень быстро испаряется. Дефекты в швах и корпусах резервуаров легче обнаружить в холодное время суток (вечером, рано утром). Облегчает обнаружение дефектов в швах промазка их мелом, на котором появляются пятна, свидетельствующие о наличии течи или отпотин.
При обнаружении трещин в швах или в основном металле необходимо принять меры к сохранению нефтепродуктов – резервуар должен быть срочно опорожнен и поставлен на ремонт.
Следует учитывать, что чеканка трещин или отдельных свищей в сварных швах может привести к разрушению швов или всего резервуара, поэтому такие работы не должны допускаться. Чеканка особенно опасна при заполненном резервуаре, когда весь его корпус находится под значительной нагрузкой. Под строгим контролем должны находиться лестницы и площадки резервуаров. Их, так же, как и крыши, надо регулярно очищать от снега и обледенения; систематически проверять исправность перил. Нельзя загромождать лестницы и площадки на крыше резервуаров оборудованием и другими предметами.
При замерзании арматуры резервуаров ее можно отогревать только острым водяным паром или горячей водой. Ни в коем случае нельзя допускать отогревания оборудования или корпусов резервуаров открытым пламенем или накаленными предметами. Нельзя допускать инструментов или работ, при которых могли бы иметь место искрение или высокие температуры, могущие вызвать взрыв или пожар.
Малейшая неплотность швов и металла корпуса, крышки или днища резервуара, равно как и неполадки и неисправности оборудования резервуаров могут служить причиной потерь нефтепродуктов и изменения их качества. В таблице приводятся составы нескольких красок, применяемых для окраски резервуаров.
Наименование краски | Состав | Примечание |
---|---|---|
Алюминиевая краска | Алюминиевая пудра 0,9 кг, олифа 4,5 кг, или алюминиевая пудра 5 кг, лак №177 16,5 кг, скипидар 3,1 кг | Этого количества краски хватает на 100 м3 окрашиваемой поверхности. Скипи-дар можно заменять уайтспиритом или бензином в том же количестве |
Белила сорта 0 | Сухие цинковые белила 56%, льняное масло 33,3%, сиккатив 0,1%, льняная олифа 10,6 % | В качестве напол-нителей применяют легкий шпат: 20-21% для сорта 0; 40-43% для I сорта |
Густотертые белила сорта 0 | Олиф до 20%, сухой пигмент 80% | |
Сурик железный (густотертая краска) | Олиф 19-24%, пигмент 76-81% | Антикоррозионные свойства увеличиваются при добавке нафтенокислого алюминия |
В защите корпуса и кровли резервуаров от ржавления большое значение имеет исправное содержание внешней поверхности. Перед окраской необходимо тщательно, до металлического блеска, очистить корпус и крышу резервуара от ржавчины и грязи. Очистка от ржавчины, окалины, грязи может производиться вручную скребками, металлическими щетками или пескоструйными аппаратами. Последний способ очистки более эффективен, т.к. песок, подаваемый через шланг под давлением 2-3 ат, лучше очищает как плоскости, так и швы, углубления и т. п.
Грязь и пыль окончательно смывают водой, протирают корпус и крышу сухими тряпками или ветошью. Бензином или уайтспиритом смывают жирные пятна и только после проверки качества очистки наносят краску.
Для сокращения потерь легких нефтепродуктов от испарения хорошие результаты дают окраска резервуаров в светлые цвета (белый цвет) или покрытие их алюминиевой краской.
В этом же разделе:
- Вертикальный резервуар
- Горизонтальные резервуары
- История возникновения резервуаров
- Изготовление резервуаров
- Пожарная безопасность при эксплуатации резервуаров
- Емкости стальные и емкости нержавеющие
- Классификация и назначение резервуаров
- Добыча нефти
- «Черное золото»
- Хранение нефти
- Развитие резервуаростроения
- Проблемы транспортировки нефти и нефтепродуктов
- Пожарные резервуары
- Резервуары горизонтальные стальные РГС наземного расположения
- Монтаж резервуарных металлоконструкций (часть 1)
- Монтаж резервуаров. Подготовительные работы. (часть 2)
- Монтаж резервуаров (часть 3)
- Тушение пожаров в резервуарых парках
- Технические характеристики резервуаров
- Резервуары и резервуарное оборудование на АЗС
- Номенклатура отечественных стальных резервуаров
- Классификация нефтебаз
- Определение объема резервуарного парка и выбор типов резервуаров
- Характеристики резервуаров различных типов и объемов (Часть 2)
- Характеристики резервуаров различных типов и объемов (Часть 1)
- Специфические особенности экономики резервуаростроения
- Производственные операции. Наполнение, опорожнение и зачистка резервуаров
- Резервуары повышенного давления
- Планово-предупредительный ремонт резервуаров